О реджио-подходе

Реджио-педагогика родом из Италии. Само название методики — от имени итальянского города Реджио-Эмилия.

В нем после Второй Мировой Войны открылись детские сады, где детей стали воспитывать по методике педагога Лориса Малагуцци.

Кратко о том, чем реджио-подход отличается от других:

Проектная деятельность

Ваня: Я рисую магазин, где мне дают подарки, какие я хочу, за одни деньги. Мне дали настоящую саблю, пистолет, ножик. Это удочка. Кап-кап-кап (делает точки). Нарисовал снежную бабу, горящий провод, я радуюсь, что она взорвётся. Мне нравится, когда папа со мной играет в мяч. Один мяч в руке, другой — в ногах. Я радуюсь, когда мы едем на машине с папой. С папой можно делать то, что хочешь.

Дети изучают мир, реализуя свои проекты. От начала до конца реализация проекта — ответственность ребёнка. Он его придумывает и воплощает в жизнь. Педагоги лишь помогают в этом. Это приучает малышей к ответственности и прививает самоуважение.

Творчество — главный навык

В реджио-саду в детях расцветает творческое начало. Их не заставляют и не учат беспрекословно подчиняться взрослым. С ними взаимодействуют как с равными и максимально серьезно относятся к их идеям и стремлениям.

Окружающая среда как учитель

Пространство детского сада в стиле реджио устроено так, чтобы стимулировать детей к самостоятельному исследованию мира. Каждое утро педагоги готовят «провокации» — на видном месте обустраивают зону с предметами, которые будят интерес к заданной теме. И сама организация пространства заточена под разные форматы творческой деятельности детей.

Педагоги как партнеры, а не как начальники

В реджио-саду царит равноправие. Взрослые здесь не начальники и не надзиратели. Они общаются с детьми уважительно и, разговаривая, всегда смотрят в глаза. Учат договариваться, а не приказывают. Обозначают границы и запреты, поясняя, в чем их смысл, а не запугивают. Помогают развиваться в своём темпе и стиле, а не загоняют в рамки стандартов.

Свобода выбора

Ребёнку в реджио-саду предоставлен максимум свободы выбора. Он выбирает, чем ему заняться, как этим заниматься и с кем. Он может отказаться от сна днем, а может весь день просидеть с книгой в «тихой зоне» сада.

Развитие в собственном темпе и уверенность в том, что его личный выбор максимально значим, минимизирует уровень стресса. И из этой точки покоя начинается активное развитие способностей ребенка.